Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Примерное выступление представителя общественной организации перед жителями Кировской области

Примерное выступление представителя общественной организации перед жителями Кировской области

В последнее время мы с вами – жители Кировской области все чаще и чаще выходя на природу, будь то в лес за грибами, или к водоему отдохнуть, сталкиваемся с одной и той же картиной – всюду свалки мусора.

Аналогичная ситуация не только в нашей области, но и по всей России. И проблема заключается не только в нас с Вами – сами несем свой мусор в лес, овраг и т.д. или оставляем после своего пребывания на природе, но и в другом:

 - нет организованных мест (контейнеров и площадок), куда можно принести и оставить мусор;

- много упаковки, которой ранее не использовалось в народном хозяйстве;

- Да и просто нет в районе организации, которая могла бы собрать и вывезти мусор.

С 2015 года на уровне Российской Федерации Правительство взялось за решение вопросов грамотного обращения с мусором.

На всей территории России с 01.01.2019 происходит переход на новую систему обращения с мусором – твердыми коммунальными отходами.

С этой даты для всех жителей не только Кировской области, но и России появляется новая коммунальная услуга – обращение с твердыми коммунальными отходами. Оказывать коммунальную услугу будет региональный оператор. Его на конкурсной основе в апреле текущего года отобрало региональное министерство ЖКХ.

На территории Кировской области региональный оператор единый. Есть субъекты, где таких операторов несколько – тогда регион делится на части и в каждой из них выбирается свой региональный оператор.

Особенности нашей области – крупный областной центр, мелкоселенность низкая плотность населения, большие расстояния между населенными пунктами – создали условия для работы только одного регионального оператора.

Региональный оператор в Кировской области – АО «Куприт».

С 01.01.2019 региональный оператор обязан собрать мусор из мест накопления и довезти его до объекта.

Наша обязанность (жителей) оплатить коммунальную услугу.

АО «Куприт» в мае разместил в средствах массовой информации договор публичной аферты об оказании коммунальной услуги. Договор считается заключенным с момента оказания услуги, не важно как он вывезен из контейнера или непосредственно вы положите его в мусоровоз. (Жители многоквартирных домов по такой же системе платят за капитальный ремонт домов.) Желающие жители могут оформить договор с региональным оператором по обращению с ТКО на бумаге.

Для оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами будет приходить квитанция от ПАО «Энергосбыт Плюс».

Для формирования платы населения за коммунальную услугу региональным министерством ЖКХ установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов.

Нормативы установлены в метрах кубических с человека в год.

Самый большой норматив установлен для жителей г. Кирова – 1,732 м3 в год, включая крупногабаритные отходы – 0,15 м3 в год, чуть меньше для жителей г. Кирово-Чепецка – 1,65 м3 в год (включая крупногабарит – 0,15 м3 в год), для остальных жителей норматив составляет – 1,45 м3 в год, включая крупногабаритные отходы 0,15 м3 в год.

Плата граждан формируется путем умножения тарифа регионального оператора – он единый для всей области, на норматив образования отходов.

Тариф регионального оператора будет установлен к 20 декабря.

Ранее жители многоквартирных домов платили за вывоз мусора, при этом платеж состоял из двух составляющих – первая - плата за сбор и вывоз – не регулируемая часть, т.е. на эту составляющую не было тарифа и транспортные организации формировали ее исходя из своих затрат. Вторая – плата за размещение отходов на полигонах, эта составляющая взималась исходя из установленного эксплуатирующей полигон организации тарифа.

С 01.01.2019 тариф регионального оператора полностью регулируется, т.е. устанавливается региональной службой по тарифам. Таким образом и плата за вывоз и плата за размещение отходов включенные в тариф рассматриваются регулирующим органом, также в тариф включаются расходы на создание объектов по сортировке отходов. Все эти затраты региональный оператор должен при подаче документов на тариф обосновать, а через год оказания услуги подтвердить. Таким образом, тариф на оказание коммунальной услуги становится понятным и прозрачным. Еще раз заострю внимание, что тариф по всей области единый, но плата граждан разная и зависит от норматива образования отходов.

Обращу внимание жителей многоквартирных домов, которые ранее оплачивали в составе содержания жилья вывоз мусора. С переходом на коммунальную услугу расходы по вывозу мусора из состава жилищной услуги за содержание жилья должны быть исключены.

Поговорим о местах накопления ТКО.

Если в населенном пункте на сегодняшний день принят вывоз мусора по графику, т.е. машина в определенное время объезжает дворы и собирает мусор, то такая система на первое время сохранится.

С 01.01.2019 у местных администраций появляются полномочия по созданию мест накопления ТКО. Кроме администраций, такая обязанность лежит и на юридических лицах и на лицах, которые проживают в многоквартирных домах и являются собственниками или нанимателями жилых помещений. Кроме создания площадок накопления отходов, есть обязанность и по их содержанию.

С 01.01.2019 все перевозить отходы смогут только специализированные организации, с которыми расчет будет осуществлять региональный оператор. Обязанность перевозчика отходов забрать у населения отходы и отвезти их на полигон, а в недалеком будущем на сортировку или на перегрузку, которые указаны в территориальной схеме обращения с отходами.

До 2022 года на территории области должны быть построены 15 мусоросортировочных станций, 14 мусоропергрузок и 5 новых полигонов.

Средства на строительство объектов по сортировке и на новые полигоны будут выделять из бюджета. Средства на строительство мусороперегрузок заложены в составляющую тарифа регионального оператора на транспортирование отходов.

В настоящее время на территории области действует 27 легальных полигонов, 4 из них закрываются в следующем году и еще 15 полигонов исчерпают свой ресурс до 2022 года и будут закрыты. К тому времени из действующих в настоящее время останется 8 полигонов. Повторюсь, и еще 5 должны быть построены. Все новые объекты будут носить межмуниципальный характер, т.е. отходы на такие объекты могут поступать из соседних муниципальных образований. Все мощности объектов рассчитываются исходя из количества образования отходов (нормативов накопления, которые установлены министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства региона.

Таким образом, мы с вами уже в 19 году должны увидеть значительные перемены к лучшему в решении вопросов сбора и вывоза мусора с территорий городов, сел и поселков, в которых мы живем. Ситуация будет постепенно выравниваться и в целом должна устояться к 2022 году.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перечень проблемных вопросов и ответов по переходу на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами

 

1. Что изменится с 1 января 2019 года?

С 1 января 2019 года на территории Кировской области вводится новая коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами. Она включает в себя вывоз, сортировку и размещение (захоронение) твердых коммунальных отходов.

С этой даты у собственников твердых коммунальных отходов (коими являются жители и юридические лица) появляется обязанность по заключению договора с региональным оператором. Ранее такой обязанности законодательством не было предусмотрено, а ее отсутствие во многом затрудняло внедрение системы сбора и вывоза ТКО от жителей частного сектора. А у регионального оператора появляется обязанность по приему ТКО от собственника отходов.

 

2. Плата за мусор для жителей многоквартирных домов была и раньше, зачем вводят новую плату?

Жители многоквартирных домов и ранее платили за вывоз мусора в составе жилищной услуги по содержанию жилья, а некоторые жители частных домовладений имели прямой договор с организацией, осуществляющей сбор и вывоз мусора. Но в целом данная система была налажена только в районных центрах, и редко в населенных пунктах. В большинстве же сел, деревень и поселков жители, могли унести отходы лишь на несанкционированную свалку, а зачастую, просто в ближайший овраг или лесок.

Так как в стране до сих пор не было единой системы обращения с отходами, свалки появлялись регулярно как в населенных пунктах, так и за их чертой.

Решить проблему можно только комплексно – когда мусор централизованно вывозят из каждого населенного пункта на специально определенное для него место.

 

3. Кто отвечает за внедрение новой системы обращения с отходами в Кировской области?

Необходимо отметить, что вопросы, решение которых требуется для успешного перехода на новую систему, различаются по задачам и направлениям. В связи с чем, полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами распределены между органами власти:

1.  Министерство охраны окружающей среды региона разрабатывает и утверждает территориальную схему обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также разрабатывает и реализует региональные программы в области обращения с отходами.

2. Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства региона организует деятельность, связанную с коммунальной услугой, а это:

- организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов;

- установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов;

- разработка и утверждение порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления);

- утверждение инвестиционных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами;

- регулирование деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, за исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора.

3. Региональная служба по тарифам Кировской области утверждает производственные программ в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами и утверждает предельные тарифы на ТКО;

4. Особо следует выделить полномочия органов местного самоуправления. В настоящее время к полномочиям городских и сельских поселений относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию ТКО. К полномочиям муниципальных районов и городских округов - по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

С 1 января 2019 года вступают в силу изменения, в соответствии с которыми к полномочиям ОМСУ поселений, муниципальных районов, городских округов относятся:

- создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;

- определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

- организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

 

4. Куда теперь повезут мусор, собранный со всех населенных пунктов Кировской области?

Законодательно разрешается размещать отходы только на объектах, включенных в Государственный реестр объектов размещения отходов. В нашем регионе таких объектов 27, еще 1 планируется к включению в госреестр в ближайшее время. Однако, в следующем году закрывается уже 4 полигона, а до 2022 еще 15. Остается всего 8 полигонов. Если не строить полигоны сейчас, то мощности по захоронению отходов в соответствии с законодательством нам хватит только на ближайшие 5-6 лет. 

Поэтому необходимо в период с 2019 по 2022 год создать в Кировской области 15 объектов обработки отходов (2 завода и 13 станций мусоросортировки), 14 мусороперегрузочных станций и 5 полигонов ТКО, один из которых полигон в Осинцах Слободского района (в настоящее время построен за счет частных инвестиций (ООО «Центральный полигон»)).

Проектирование и строительство указанных объектов возможно за счет различных источников финансирования:

-создание мусоросортировочных заводов (МСЗ) и станций (МСС)-  возможны субсидии областному бюджету по линии Минприроды РФ;

-создание мусороперегрузочных станций (МПС) – внебюджетные источники (регоператор, транспортные операторы);

-создание полигонов – внебюджетные инвестиции, областной бюджет;

 

5. Где появятся новые полигоны?

Строительство полигонов запланировано в Шабалинском (2020 год), Верхнекамском (2022 год), Нолинском (2021 год) и Вятскополянском (2021 год) районах. Возможно, они будут создаваться за счет привлечения частных инвестиций или за счет средств только областного бюджета.

На текущий момент в министерство ЖКХ поступили инвестпрограммы на данные объекты (инвесторы ООО «САХ», ООО «ЖКХ-Эксперт»).

 

6. Где появятся объекты мусоросортировки?

В Кировской области планируется строительство 15 мусоросортировочных объектов.

Министерством экологии на создание 13 объектов областной собственности по обработке (сортировки) ТКО (в Слободском (д. Скоковы), Зуевском, Кикнурском, Лузском, Оричевском, Богородском, Санчурском, Шабалинском, Кирово-Чепецком, Верхнекамском, Нолинском, Вятскополянском и Советском районах) направлены заявки в Минприроды России на получение субсидий из федерального бюджета на их проектирование и строительство (сроки – 2019-2021 г.г., 518 млн. руб.).

Создание данных объектов за счет привлечения средств федерального бюджета предпочтительно, поскольку позволяет снизить инвестсоставляющую при формировании тарифа регионального оператора и тарифа на коммунальную услугу для населения.

 

 

Получателем субсидии планируется определить по компетенции министерство ЖКХ, заказчиком проектирования и строительства – областной УКС в рамках региональной программы по обращению с отходами.

Кроме того, министерством охраны окружающей среды в сентябре в адрес Минприроды России направлена заявка на предоставление субсидии федерального бюджета на приобретение оборудования для оснащения 13 мусоросортировочных станций в 2019 году.

МСЗ в Слободском районе планируется создать за счет частных инвестиций (ООО «Центральный полигон»).

При создании МСЗ и МСС за счет бюджетных средств объекты будут переданы на конкурсной основе операторам отходов. Ситуация стабильная, вопрос решается в плановом режиме.

 

7. Где появятся объекты мусороперегрузки?

Планируется строительство мусороперегрузочных станций (в Котельничском, Юрьянском, Яранском, Мурашинском, Подосиновском, Белохолуницком, Орловском, Омутнинском, Кильмезском, Даровском, Малмыжском, Куменском, Нагорском, Уржумском районах). Строительство  запланировано на 2019 год и возможно только за счет привлечения частных инвестиций. Затраты на создание данных объектов учтены в транспортной составляющей затрат регионального оператора и, таким образом, являются обязанностью регионального оператора, либо операторов по транспортированию ТКО, определенных по результатам конкурса. В тоже время участки под размещение МПС должны быть подготовлены в 2018 годуСледовательно, органам местного самоуправления совместно с министерством ЖКХ, министерством имущественных отношений и инвестиционной политики, региональным оператором в течение 2018 - начале 2019 г.г. необходимо подготовить земельные участки для строительства МПС. 

 

8. Кто отвечает за создание контейнерных площадок?

В соответствии с законодательством Российской Федерации места накопления организуют и содержат собственники (образователи) твердых коммунальных отходов, в том числе собственники помещений в многоквартирном жилом доме, или органы местного самоуправления.

В ряде муниципальных районов полностью отсутствуют места накопления твердых коммунальных отходов (контейнерные площадки). Их нет в Арбажском, Афанасьевском, Вятскополянском, Даровском, Кильмезском, Малмыжском, Сунском, Унинском, Фаленском и Юрьянском районах.

В остальных районах области места накопления созданы только на территории районных центров.

Полномочия органов местного самоуправления по созданию, содержанию и ведению реестра мест накопления ТКО вступают в силу с 01.01.2019 года. В тоже время законодательством не определена обязанность по закупке контейнерного парка (органов местного самоуправления, управляющих компаний, физических лиц частного сектора).

Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области в апреле – мае 2018 года главам муниципальных образований было рекомендовано в кратчайшие сроки провести работы по определению объема финансирования на создание контейнерных площадок, приобретение контейнеров, содержание контейнерных площадок.

Работа с муниципальными образованиями продолжается, в том числе с использованием площадок выездных кустовых совещаний АСМО Кировской области.

Инвентаризация мест накопления ТКО проводится силами АО «Куприт» совместно с органами местного самоуправления.

Вопрос закупки контейнеров, источников на их приобретение пока остается открытым.

 

9. Где создавать места накопления отходов?

Законодательством об отходах введено новое понятие - площадок временного накопления ТКО (эта площадка может размещать отходы сроком до 11 месяцев). Их целесообразно организовывать на труднодоступных территориях (Подосиновский, Верхнекамский, Малмыжский, Кильмезский Кирово-Чепецкий (Каринторф) и Котельничский (Затон) районы), где имеются проблемы (отсутствие) постоянного сообщения и вывоза с заречной части, отсутствие дорог. В терсхеме такие площадки планируется предусмотреть по факту их создания.

Но в настоящий момент отсутствуют требования по обустройству площадок временного накопления. С учетом консультаций теруправления Роспотребнадзора минимальное обустройство потребует твердого покрытия, защиты от атмосферных осадков, что может быть обеспечено строительством ангаров легкого типа. По экспертным оценкам стоимость создания таких площадок потребует около 2 млн. руб. на каждую (20х100 м). Согласно законодательству, расходы по созданию и содержанию мест временного накопления ТКО должны нести ОМС, средства на их создание в местных бюджетах отсутствуют.

Поэтому сейчас предлагается органам местного самоуправления:

-определить потребность и участки для накопления ТКО (контейнерные площадки), предусматривать в местных бюджетах расходы на их создание, содержание;

-определить источники финансирования создания и содержания площадок временного накопления ТКО;

-создать реестры мест накопления ТКО.

 

10. Региональный оператор – кто это?

На основании результатов конкурсного отбора в апреле текущего года заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО с АО «Куприт». Таким образом, в Кировской области определен единый региональный оператор по обращению с ТКО сроком на 10 лет.

В настоящее время региональный оператор провел торги в форме электронного аукциона по выбору операторов, оказывающих услуги по транспортированию ТКО.

 

11. Сколько население будет платить за ТКО?

Тариф региональному оператору на услугу по обращению с ТКО устанавливает Региональная служба по тарифам. Тариф должен быть установлен до 20 декабря. Действовать новый тариф начнет с 1 января 2019 года.

 

12. Откуда население узнает, где, когда и сколько нужно платить за ТКО?

АО «Куприт» заключило договор с ПАО «Энергосбыт Плюс», который будет присылать платежный документ (квитанцию) на оплату коммунальной услуги. Именно в этой квитанции населению будет приходить сумма к оплате, сроки оплаты и возможные варианты оплаты.

 

13. Где будут стоять мусорные контейнеры?

Одним из важных вопросов при переходе на новую систему обращения с отходами является организация площадок накопления ТКО, в первую очередь для населения.

В соответствии с законодательством (жилищный кодекс и 89-ФЗ) ответственными за создание мест накопления – контейнерных площадок являются либо собственники отходов, т.е. лица их образующие, либо органы местного самоуправления. Все зависит от земельного участка – на котором расположено домовладение или какое-то другое здание, в котором осуществляется деятельность.

На муниципальных земельных участках контейнерные площадки организуют органы местного самоуправления, на земельных участках, находящихся в частной собственности – собственники данных земельных участков.

Смысл в том, что региональный оператор должен знать откуда он может забрать твердые коммунальные отходы.

Возвращаясь к полномочиям ОМС, они с 01.01.2019 ведут реестры таких площадок и определяют места, где площадки должны быть организованы.

Оборудование таких площадок контейнерами целиком и полностью лежит на собственнике отходов. Возможно, в будущем будет позволено покупку контейнеров включать в тариф регионального оператора, тогда данный вопрос будет решен и именно он будет следить за своевременной установкой, сменой и обслуживанием самих контейнеров.

 

 

14. На сколько вырастет плата по сравнению с действующим?

В настоящее время плата за сбор, вывоз и захоронение твердых коммунальных отходов состоит из двух составляющих регулируемой (тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов) и не регулируемой (сбор и вывоз твердых коммунальных отходов), включается в состав платы за содержание жилого помещение и взимается с 1 квадратного метра занимаемой жилой площади.

После перехода на новую систему обращения с отходами и установления единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами данная услуга перейдет из статуса «жилищной» в статус «коммунальной» и будет взиматься с каждого проживающего исходя из норматива накопления отходов (по городам возможно с квадратного метра жилья).

С учетом вышеизложенного, размер платы в 2018 и 2019 годах не сопоставим. Он может как возрасти (при проживании в квартире малой квадратура большого количества человек), так и упасть (при проживании в квартире большой квадратуры 1 человека).

 

15. В СМИ не раз озвучивалась величина платы в 2019 году. 156 руб. в месяц с человека в Кирове, 148 руб. в месяц с человека в Кирово-Чепецке и 130 руб. в месяц с человека в остальных районах области. Правда ли это и почему такая разница например у жителей Кирова и Кирово-Чепецка?

Величины 156 руб., 148 руб. и 130 руб. определены исходя из максимальной приведенной стоимости регионального оператора на 2019 год, сформировавшейся при разработке электронной модели территориальной схемы обращения с отходами на территории Кировской области, не являются окончательными и могут быть значительно уменьшены в зависимости от заявки регионального оператора, находящихся на утверждении в министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области инвестиционных программ и возможных изменений действующего законодательства (в том числе предполагающих снижение в 2018 году ставок по плате за негативное воздействие на окружающую среду в 7 раз).

В связи с тем, что плата в области обращения с твердыми коммунальными отходами с 2019 года будет взиматься исходя из единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и нормы накопления отходов (для Кирова – 1,732 куб. метров в год, для Кирово-Чепецка – 1,65 куб. метров в год, для остальной области – 1,45 куб. метров в год), плата у жителей  Кирова, Кирово-Чепецка и остальной области будет разная (в городах плата возможно будет взиматься с квадратного метра жилья).

 

16. Какие расходы включает в себя единый тариф на услугу регионального оператора?

Единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами состоит из:

- расходов регионального оператора по обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на объектах, используемых для обращения с твердыми коммунальными отходами (т.е. оплата услуг по обработке, обезвреживанию и захоронению ТКО сторонних операторов, используемых при оказании услуги региональным оператором);

- собственных расходов регионального оператора, включающих в себя:

- расходы на сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов;

- сбытовые расходы регионального оператора;

- расходы на заключение и обслуживание договоров с собственниками твердых коммунальных отходов и операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами.

17. Переход на новую систему невозможен без закрытия и ликвидации несанкционированных свалок.

Такая работа в Кировской области ведется с 2012 года. В региональный кадастр внесено 566 свалок. Объекты разделены на 2 типа: подлежащие ликвидации, и подлежащие рекультивации.

С 2013 года уже ликвидировано около 30 % учтенных свалок. Объем отходов на оставшихся, подлежащих ликвидации свалках, составляет более 1 млн. тонн.

Регион будет работать над привлечением средств федерального бюджета на рекультивацию крупных свалок. Остальные мелкие свалки (376 штук) планируется ликвидировать путем вывоза на объекты, подлежащие рекультивации. Работа в данном направлении ведется и с органами местного самоуправления на регулярной основе.

 

 

Общие вопросы, которые могут задавать жители.

  1. В чем заключается переход на новую систему обращения с ТКО.
  2. Кто будет оказывать услугу по сбору и вывозу ТКО?
  3. При отсутствии площадок накопления ТКО куда складировать ТКО и кто обязан создать такие места?
  4. Кто будет убирать контейнерные площадки?
  5. Кто будет убирать свалки?
  6. Почему старые свалки использовать нельзя?
  7. Одной из ключевых задач в настоящее время является создание в регионе современной инфраструктуры, обеспечивающей безопасное обращение с отходами.
  8. Главный принцип планирования объектов в электронной модели – это межмуниципальный подход с точки зрения единой региональной территории и оптимальной логистики.
Категория: Мои статьи | Добавил: Karinka2012 (10.01.2019)
Просмотров: 357 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: